|
На первом году обучения, когда Вы растеряны и не знаете с чего начать, делайте то, что Вы уже умеете - посещайте занятия по философии и иностранному языку (если, конечно, они организуются вашим учебным заведением).
Поскольку для получения ученой степени кандидата наук экзамен по этим дисциплинам все равно необходимо сдавать, используйте шанс повысить уровень своей эрудиции и общей образованности. Прослушав курс философии, Вы будете лучше разбираться не только в направлениях современной философской науки, но и в литературе, искусстве, политике, в устройстве общества, особенностях духовности разных стран. Занятия по иностранному языку дадут Вам возможность читать труды зарубежных авторов по Вашей специальности. Даже если Вы не слишком хорошо знаете язык, очень скоро Вы обнаружите, что зарубежные литературные источники по Вашей специальности имеют большое количество одинаковых терминов, конструкций и вообще похожи друг на друга. Особенно легко читать труды, написанные неносителями языка, например, японцами на английском - никаких замысловатых фраз, сложных слов - все просто и понятно. Некоторые учебные заведения преподают аспирантам также психологию и педагогику. Прослушать эти курсы чрезвычайно полезно и для дальнейшей педагогической практики, и для расширения своих жизненных знаний.
Помните, что посещение занятий поможет Вам сдать кандидатские экзамены, но мало приблизит к написанию диссертации. Не успокаивайтесь тем, что Ваше время занято. Уже на первом году обучения необходимо приступить к организации научного исследования!
В конце первого учебного года постарайтесь обязательно сдать экзамены по философии и иностранному языку, так как в дальнейшем у Вас не будет для этого ни времени, ни желания повторно посещать лекции, ни компании Вам подобных аспирантов. Если Вы намерены сдавать экзамен, необходимо заранее подать заявление в аспирантуру в просьбой разрешить Вам это сделать.
Чтобы аспиранты не расслаблялись, по завершении каждого года обучения их обязывают отчитаться о проделанной работе на заседании кафедры и сдать оформленный и утвержденный отчет в аспирантуру. Позаботьтесь заранее, чтобы было организовано заседание кафедры, на котором Вы будете отчитываться. В аспирантуре никого не волнует, что кафедра не провела подобного заседания по каким-то внутренним причинам. (При окончании учебного года в декабре отчет нужно сдать в ноябре, значит заседание кафедры должно пройти в октябре, а позаботиться о его созыве нужно в сентябре - то есть сразу после выхода из отпуска).
Основная работа, которую лучше выполнить на первом году обучения приведена в таблице 1.
Основной работой на втором году обучения является продолжение проведения собственного эксперимента, сбор данных, их первичная обработка и более углубленный анализ. Целесообразно каждый промежуточный этап работы (исследование - результаты - обсуждение (анализ) результатов - выводы) оформлять в виде научной статьи. Это поможет Вам в дальнейшем при написании текста диссертации, даст необходимый опыт преподнесения Ваших данных.
Второй год обучения должен стать основным по количеству конференций, на которых Вы докладываете свои результаты, и по количеству публикаций. Кроме того, на втором году обучения аспиранты обычно проходят педагогическую практику, выполняя работу преподавателя на кафедре (40-50 учебных часов). После практики Вам будет легко сдать кандидатский экзамен по специальности (во второй половине 2-го года обучения).
К концу второго года целесообразно завершить экспериментальную часть работы или хотя бы львиную ее долю.
Основная работа, которую лучше выполнить на втором году обучения приведена в таблице 2.
На третьем году обучения необходимо завершить проведение эксперимента (если Вы не сделали этого раньше), окончательно обработать данные, проанализировать их и сделать выводы.
Третий год - основной для написания текста диссертации. В начале года необходимо закончить написание главы 3 ("Результаты исследования"), тщательно отредактировать ее, оформить рисунками, таблицами, схемами. К этому моменту количество изученной Вами литературы должно быть достаточным для написания главы 4 ("Обсуждение результатов"), в которой Вы теоретически анализируете Ваши данные. Глава 1 (представляющая собой обзор и/или анализ литературных источников) может быть начата еще раньше (например, летом после второго года, либо даже на первом году обучения) или может писаться одновременно с главами 3 и 4. Выводы работы должны быть четкими, конкретными, емкими, логично вытекать из результатов исследования.
Не пытайтесь сразу сформулировать окончательный вариант выводов - это та часть Вашей диссертации, которая будет претерпевать многочисленные изменения в редакции. Количество выводов, приводимых в работе (для кандидатской диссертации - 5-8 выводов), обычно, меньше количества реальных выводов. Не огорчайтесь, кандидатская диссертация - это лишь "путевка" в научную жизнь, не пытайтесь с ее помощью оставить неизгладимый след в науке. Даже И.М. Сеченов в свое время написал хотя и весьма ценную, но скромную диссертацию о влиянии алкоголя на организм.
Основная работа, которую необходимо выполнить на третьем году обучения приведена в таблице 3.
Таблица 1. Основная работа, которую лучше выполнить аспирантам на первом году обучения (при начале учебного года аспирантов с 1 декабря)
МЕРОПРИЯТИЯ
|
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
|
Определение темы исследования
|
в начале обучения
|
Изучение литературы по теме диссертации
|
в течение всего обучения
|
Посещение занятий по философии и иностранному языку
|
в течение года
|
Сдача кандидатских экзаменов по философии и иностранному языку
|
весной 1-го года
|
Поиск испытуемых, базы исследования, подбор методов исследования
|
в начале обучения
|
Организация и начало проведения эксперимента
|
как можно раньше!
|
Посещение лекций, открытых занятий и т.д. профессорско - преподавательского состава Вашей кафедры
|
в течение всего обучения
|
Написание научных статей (тезисов докладов конференций)
|
после получения первых экспериментальных данных
|
Выступление на научных конференциях
|
не позднее конца 1-го года обучения
|
Написание главы 2 (“Методы исследования”) диссертации
|
в конце 1-го года обучения
|
Доклад о проделанной за год работе на заседании кафедры, оформление отчета о проделанной работе и сдача его в аспирантуру
|
сентябрь-октябрь 1-го года обучения
|
Таблица 2. Основная работа, которую лучше выполнить аспирантам на втором году обучения (при начале учебного года аспирантов с 1 декабря)
МЕРОПРИЯТИЯ
|
ПЕРИОД БУЧЕНИЯ
|
Проведение эксперимента, первичная и более углубленная обработка данных
|
в течение года
|
Окончание эксперимента
|
в конце 2-года, либо в начале 3-го года
|
Прохождение педагогической практики на кафедре
|
по согласованию с кафедрой
|
Сдача кандидатского экзамена по специальности
|
в конце 2-го года или в начале 3-го года
|
Начало написания главы 3 (“Результаты исследований”) диссертации
|
в середине или в конце 2-го года
|
Публикации научных статей (тезисов)
|
по мере получения экспериментальных данных
|
Выступления на научных конференциях
|
в течение года
|
Изучение литературы по теме
|
в течение всего обучения
|
Посещение лекций, открытых занятий и т.д. профессорско - преподавательского состава вашей кафедры
|
в течение всего обучения
|
Доклад о проделанной за год работе на заседании кафедры, оформление отчета о проделанной работе и сдача его в аспирантуру
|
сентябрь-октябрь 2-го года обучения
|
Таблица 3. Основная работа, которую лучше выполнить аспирантам на третьем году обучения (при начале учебного года аспирантов с 1 декабря)
МЕРОПРИЯТИЯ
|
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ
|
Окончательная обработка данных, их углубленный анализ
|
в начале года
|
Оформление актов внедрения результатов научного исследования в практику
|
после завершения исследования
|
Окончание написания главы 3 (“Результаты исследования”)
|
в начале года
|
Написание главы 4 (“Обсуждение результатов”)
|
по окончании написания главы 3
|
Написание главы 1 (“Литературный обзор”)
|
одновременно с главами 3 и 4
|
Формулировка выводов
|
по мере написания глав 3 и 4
|
Написание введения, заключения (если необходимо), окончательного варианта практических рекомендаций, оглавления, списка условных сокращений, оформление списка литературы
|
по окончании написания глав диссертации
|
Подготовка к предварительной защите
|
весна-осень 3-го года
|
Прохождение предварительной защиты, оформление документации для сдачи отчета в аспирантуру
|
не позднее ноября 3-го года |
|
|