Археология Бурятии информационно-справочная система
 
карта сайта
 

С чего начинаются проблемы

1.2. Что обязан дать научный руководитель: тема и цель диссертации

Научным руководителям законы не писаны - этот постулат определяет природу большинства проблем, связанных с подготовкой и защитой диссертации. Рассмотрим коллизии, возникающие в связи с этим на самом первом этапе работы над диссертацией.

При первом разговоре с ещё потенциальным руководителем он может предложить (или выдвинуть условие) Вам самим определить направление исследований, которое Вас интересует и/или тему исследований. Что стоит (можно поставить ударение на "о") за этим изящным демократическим жестом для аспиранта/соискателя?

Положение ВАК даёт единственное, конкретное требование к сущности диссертации: "Диссертация на соискание учёной степени кандидата наук должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач".

Тема диссертации обычно в короткие сроки утверждается на заседании кафедры (отдела), которое проходит доброжелательно (или фактически не проходит совсем) и сотрудники легко соглашаются со всем, что предлагает сделать аспирант/соискатель: "Да, ради Бога". Вы совершенно счастливы и горды своими научными задатками. Выписка из протокола заседания является обязательным документом к защите. Хотя это чётко не прописано, но непосредственно формулировка названия темы (ещё точнее - набор составляющих её терминов) должны строго соответствовать паспорту на специальность. Изменение формулировки темы сложная бюрократическая процедура. И любой неудачный термин в названии может привести к тупиковой ситуации при попытке сдать готовую диссертацию в Совет для защиты: "Тема не соответствует паспорту на специальность и, ради Бога…".

Таким образом, человеку, ещё даже не аспиранту/соискателю, его потенциальным научным руководителем предлагается: а) выявить научную задачу, имеющую существенное значение для конкретной отрасли знаний или производства и б) дать чёткую формулировку темы, строго соответствующую паспорту на специальность. Можно высказать гипотезу о корреляции или вероятности на уровне 0,6 - 0,8, что руководитель предлагающий такое…. будущему аспиранту/соискателю не будет корректировать предложенный последним … набор слов, описывающий тему диссертации, с позиции требований ВАК.

Это мы рассмотрели ситуацию "ужасного конца", а теперь посмотрим, как происходит в этом случае "ужас без конца" в процессе подготовки диссертации по теме в невольно вольной формулировке аспиранта/соискателя. Определяющим моментом является сущность диссертации. В прикладных исследованиях здесь возможны две ситуации - решение проблемы и реализация возможностей. Ситуацию "диссертация - решение проблемы", мы коротко опишем несколько позже. Косность царского и последующих правительств сформировала в российском научном сознании определяющую ("мичуринскую") концепцию выбора направления прикладных исследований: "А, чо будет? Интересно". Схема "НИР (диссертация) - реализация возможностей" подкупает своей простотой. Никаких проблем в прямом и переносном смысле. Есть какой-то объект - жидкость, растение, смесь чего-то, государство и т.п. - и есть возможность на него воздействовать - электромагнитным полем, чаем с кофе, низкой температурой, реформами и т.д. - и посмотреть результат, оформив его отчётом о НИР или диссертацией. Судьба объекта или отчёта о НИР нас сейчас не интересует, а вот подготовка диссертации в этом случае может стать "ужасом без конца". Хотя и температуры ограничены снизу, а скорость электромагнитных волн - сверху, и реформы в государстве без народа тоже не могут проходить, тем не менее, возможные вариации (плюс повторности) опытов имеют огромный диапазон, ограничением которого может стать только естественная/неестественная смерть/гибель субъекта исследований, так и не приступившего к оформлению своей диссертации.

Как сказал классик мировой литературы: "Все засмеялись, а Филиппок - заплакал". Только Филиппком можете оказаться или уже оказались лично Вы. Причем оказаться в этой ситуации и когда "с лёгкостью необыкновенной" тему Вам дал руководитель, сумевший оформить и защитить свою диссертацию, так и не поняв сущности научно-исследовательской работы. (Вам тоже может повезти, как и ему, но у нас здесь сайт ужасов…). То есть и руководитель может дать тему по обоснованию вечного двигателя или, более реальную, - строительства мостов вдоль рек, но защищать диссертацию надо будет Вам.

Определив "кто виноват?", перейдём к решению вопроса "что делать?" или не делать. (Если Вы, дойдя до этого места уже твёрдо решили бросить "этих глупостей" и не писать диссертацию, то А&С будет считать, что сайт сделал доброе дело.) Как и большинство методик решения проблем в условиях рыночной экономики, все наши рекомендации не гарантируют, а только повышают вероятность (допустим, в два раза - с 10 до 20%) успешной защиты диссертации.

Ленинская концепция "Ввязаться в драку, а там - посмотрим" слабо коррелирует с вероятностью получения диплома кандидата наук в реальные сроки. Проблему и тему диссертации может и должен формулировать научный руководитель, на основании собственных знаний состояния вопроса и опыта научной работы. Именно, исходя из аксиоматичности этого положения, Вы и должны вести с ним первую беседу. Тут важна тональность всего разговора. Вам нечего терять, кроме определённого количества лет собственной жизни и здоровья. Если руководитель объективно готов к научному руководству, ему не составит труда дать Вам необходимые установки "не отходя от кассы", если нет, то Вы можете найти причину не прийти на очередную встречу.

В целом, постановка проблемы (обоснование актуальности темы) подразумевает описание существующей и желательной ситуаций по данному вопросу. Переход от существующей к желательной ситуации и должна обеспечить Ваша диссертация. И именно отсюда - проблемы и названия темы - должна вытекать цель исследований Вашей диссертации.

Таким образом, научный руководитель должен определить, куда и зачем идти, а Вам надо получить от него под запись название темы и формулировку цели диссертации. Под запись, не для выяснения последующих отношений кто умный, а кто дурак - это и так будет ясно, а потому что запись текста обязывает к более чётким формулировкам. Написанные тема и цель диссертации должны быть всё время пока не защититесь у Вас (и, по возможности, у руководителя) перед глазами - механическое заучивание не нужно, важно буквально проникнуться этими положениями. Если у Вас есть какие-то сомнения, покажите тему и цель (обязательно вместе), кому-то из авторитетных для Вас учёных (не обязательно в этой области - Вы проверяете не актуальность, а научный уровень постановки исследований). В идеале - показать председателю Совета, в котором может проходить защита Вашей диссертации.

По существу, после того как Вы получите формулировку темы и цели диссертации, Вам руководитель уже не нужен. Конечно, хорошо, если он поможет с определением задач исследований, а тем более концептуально сформулирует выводы по ним…, но такое может быть только в А&С(a48@bk.ru). В то же время, пока у Вас нет этих положений, делать что-либо другое - бессмысленно, включая изучение состояния вопроса по диссертации без темы и цели.

Rambler's Top100
Hosted by uCoz