Изучение литературы на начальном этапе обучения имеет целью осведомить Вас о том, в каком состоянии в современной науке находится Ваша проблема, что сделано другими авторами в этом направлении, а что еще не достаточно ясно, либо вообще не рассматривалось. После получения экспериментальных данных и формулировки предварительных (рабочих) выводов, Вы должны будете сопоставить полученными Вами данные с уже имеющимися в науке.
Начав работу с литературой, сразу формируйте картотеку изученных литературных источников. То есть на каждый литературный источник заведите учетную карточку, аналогичную библиотечной, в которую впишите полное библиографическое указание источника, а на обратной стороне - краткую аннотацию, а также место, где находятся выписки их этого источника, если Вы таковые делали. Расположить такие карточки в собственном картотечном ящике можно по алфавиту, либо по крупным темам и по алфавиту.
Сразу же правильно (по ГОСТу) заполняйте эти карточки, чтобы в дальнейшем не пришлось повторно брать книгу для уточнения, например, количества страниц в ней. Сбор картотеки важен для последующего оформления списка литературы, а также для того, чтобы в короткий срок найти интересующий Вас источник, с которым Вы уже работали, например, чтобы сослаться на него при написании научной статьи.
Целесообразно также иметь картотеку изученных литературных источников на компьютере (если он у Вас есть) с указанием файла, в котором помещены краткие выписки из каждого источника (если таковые имеются). Тщательно продумайте, как систематизировать файлы с выписками из литературы, и как их назвать. Это очень важно для возможности быстро найти нужную Вам информацию.
Иванов И.И. Как носить воду решетом: методическое пособие. - М.: Мир, 1999. - 137 с. Петров П.П. Новое в транспортировке жидкостей. - СПб.: Наука, 1999. - 253 с. Сидоров С.С. Вода как объект переноса с помощью емкостей различного размера и свойств. - Казань: Наука. - 135 с.При работе с литературой имеет смысл делать выписки с указанием страницы книги (журнала), на которой Вы нашли нужную Вам информацию. Это необходимо для того, чтобы не иметь проблем в дальнейшем при написании литературного обзора - первой главы Вашей диссертации.
Если научный руководитель не порекомендовал иначе, начать изучение литературы можно с просмотра журналов последних лет, касающихся Вашей специальности. Найдя статью, относящуюся к теме вашего исследования, посмотрите список литературы в ее конце - так Вы узнаете, какие еще публикации имеются на эту тему и можете приступить к их изучению. Целесообразно также просмотреть "Реферативный журнал" - те его разделы, которые касаются Вашей специальности. В этом журнале собраны все статьи за определенный период времени, изданные по тем или иным научным вопросам. Для каждой статьи имеется аннотация, кратко рассказывающая о ее содержании и основных выводах. Также дано полное и точное библиографическое описание статьи, и при желании, Вы можете найти сборник, в котором она опубликована. Однако, к сожалению, в последнее время "Реферативный журнал" перестал издаваться, так что Вы можете пользоваться только относительно старыми его номерами (если Вы знаете, что что-то изменилось с этим вопросом, не поленитесь написать мне).
Помимо литературы, касающейся темы Вашей диссертации, необходимо также изучить все, что связано с показателями, которые Вы будете снимать у своих испытуемых, и методиками исследования. Вы должны четко представлять, что скрывается за каждым показателем и уметь их правильно интерпретировать (Грамотно интерпретировать показатели Вы научитесь только тогда, когда начнете получать собственные данные, но примерное представление нужно иметь заранее). Если Вы проводите свой эксперимент на людях, будьте готовы к тому, что человеку всегда интересно узнать результаты своих измерений. Испытуемые часто просят ответить на вопросы типа: "Ну, что у меня?" Не пренебрегайте ответами. Это не только научная этика или проявление уважения и интеллигентности, это и практика интерпретации данных. В то время как Вы пространно объясняете испытуемому, как можно расценивать тот или иной показатель, Вас может неожиданно осенить, что же этот показатель обозначает на самом деле.
Помните, что наиболее "ценными" для Вашей диссертации являются литературные источники последних лет. Их можно найти, в основном, в научных журналах, соответствующих Вашему профилю. Кроме того, в диссертации должны быть приведены и иностранные литературные источники (не менее 20-25, для технических наук - меньше).
Существенным моментом работы с литературой является просмотр диссертаций и изучение авторефератов. Причем, автореферат нужен в основном для получения информации о результатах работы и полученных выводах, а диссертация - чаще для просмотра структуры работы, способов оформления данных, литературных источников, применяемого шрифта, и других нюансов стандарта. В информационном плане диссертация может быть полезна, только если она очень близка к Вашей теме (в этом случае Вы даже можете взять оттуда часть литературного обзора). Иногда (но редко) бывает полезно посмотреть в диссертациях методики исследования. В остальных случаях, достаточно изучить автореферат - и времени меньше, и пользы больше. Советую просмотреть несколько диссертаций в самом начале обучения - чтобы иметь представление о том, к чему нужно стремиться, и в конце обучения - когда Вы уже готовите к оформлению собственную работу.
Для того, чтобы получить доступ к работе с диссертациями, аспирант должен написать заявление на имя проректора по научной работе (и подписать у него) с просьбой разрешить пользоваться диссертационным фондом библиотеки. Такое разрешение необходимо оформлять каждый год.
Научиться эффективно работать с литературой непросто (не отчаивайтесь, если сразу не получается - Вы не одиноки!), но очень важно. Работа с литературой будет продолжаться в течение всего обучения в аспирантуре и после его окончания, если Вы будете работать по специальности.
|