|
1.1. Защита в срок - проблемы и перспективы
Посмотрите статистику защит в Вашей аспирантуре и у Вашего руководителя. Если больше 75% аспирантов защитили диссертацию за 3 – 4 года, то Вас все, что здесь написано, не должно беспокоить. Но, если этот показатель меньше 25%, то вероятность защиты Вашей диссертации вообще - еще меньше.
Одна инструкция по решению интимных проблем называлась «Ну, вот ты получил меня в постель. И что ты будешь делать дальше?» Примерно так же должен звучать вопрос и новоявленного аспиранта: «Ну, вот я поступил в аспирантуру. И что мне делать дальше?» В большинстве случаев, этот вопрос задается не себе, а вполне обоснованно – своему научному руководителю. И получает, тоже в большинстве случаев, ответ: «Изучай состояние вопроса». Внешне все выглядит «по науке». Однако, фактически, это ответ на уровне: «Жора, жарь рыбу! - Так рыбы нет? - Ты, Жора, жарь, а рыба будет!»
Но не надо обижаться на руководителя - он руководит, как может и так, как в свое время руководили им. (Генезис этой ситуации – самостоятельный вопрос.) Не надо обижаться, но не надо в таких случаях надеяться и на его научное руководство, и свою своевременную защиту.
Изучение состояния вопроса – частный пример. В целом, постановка научной работы обычно относится к области т.н. слабоструктурированных проблем. К этому еще добавляются проблемы интеллектуальных возможностей аспиранта и руководителю всегда легко объяснить причину незащиты: «Вопрос оказался «не по зубам», да и аспирант мог бы быть по- прилежнее». И все, в первую очередь - сам аспирант, с этим согласятся.
Вместе с тем кандидатская диссертация – квалификационная работа, свидетельствующая о том, что соискатель овладел научными методами. Задача руководителя содействовать этому обучению. Что касается непосредственно научной работы, то методология прикладных НИР в настоящее время настолько хорошо разработана, что можно говорить о возможности использования достаточно конкретных рекомендаций по их проведению, обеспечивающему получение (приращение) новых знаний. И руководитель, если он действительно профессиональный научный работник, должен давать эти «инструкции» своему ученику на всех этапах подготовки диссертации: от постановки проблемы до защиты. Именно отсутствие профессионального руководства является основной причиной растягивания подготовки диссертации на неопределенный срок.
Задача A&C, в какой-то мере выполнять функции научного руководителя, учитывая специфические особенности всего процесса подготовки и защиты диссертации. Вместе с тем, издатель, при высокой оценке научной истины, считает более дорогим для аспиранта и соискателя соответствующий квалификационный документ.
|
|