|
3.2. Руководство по составлению заявки на грант
3.2.1. Часть 1. Советы тем, кто ищет источники финансирования
РУКОВОДСТВО ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАЯВОК НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И УНИВЕРСИТЕТСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Этот материал был "перекачен" из Internet с дефектами. За что купил... etc. Следует также учитывать, что книга скорее ориентирована на заявителей, проживающих в стране с нормальной рыночной экономикой. Но просить нам всё равно у них...
Советы тем, кто ищет источники финансирования: что надо знать перед тем, как вы начнете искать
1. Что такое заявка на грант (финансирование)?
Заявка на финансирование - это письменная просьба о поддержке (обычно деньгами или оборудованием), с которой вы обращаетесь в фонд, корпорацию или другое учреждение и предлагаете использовать вашу организацию, опыт и профессионализм сотрудников вашей организации для работы по решению проблемы в вашем районе или регионе или в какой-то специальной области. Обычно заявка состоит из 10 или 15 страниц хорошо подготовленного и написанного материала. То, что заявка большая по величине, еще не значит, что она хорошая. Помните, что заявки подаются на финансирование деятельности не против чего-либо, а для чего-либо. Заявка на финансирование - всегда позитивный инструмент. У позитивных заявок больше шансов получить положительный ответ.
Заявка должна выполнять следующие пять функций:
Заявка представляет программу. Заявка представляет программу, которую вы создали. Цель программы - решение реально существующей важной проблемы. Если отсутствует четко определенная проблема, то невозможно предлагать программу по ее решению. Заявка представляет ваши идеи и пути решения проблем.
Заявка - это план.
В заявке представлен подробный план действий по осуществлению проекта. Вы разработали этот план и будете точно следовать тому, что вы запланировали, если вы и ваш грантодатель не имеете на этот счет особой договоренности. План должен отражать тему или область вашей заявки.
Заявка - это просьба.
Необходимо помнить о том, что заявка представляет собой просьбу. Вы запрашиваете финансирование, техническую помощь, оборудование, книги, либо что-нибудь еще. Заявка - это не вымаливание денег. Заявка - это хорошо продуманная просьба. Хорошо продуманная значит, что заявка - не мольба срочно предоставить финансирование.
Заявка - орудие убеждения.
Заявка - это инструмент, который вы используете для того, чтобы убедить кого-то в своих идеях, понять вашу точку зрения, согласиться с вами и с вашей программой, и, в конечном итоге, профинансировать ваш проект.
Заявкой вы убеждаете грантодателя в том, что вы абсолютно надежны и вселяете в него уверенность в вас и вашем проекте.
Заявка - это обещание и обязательство.
В заявке вы обещаете решить проблему. Вы также берете на себя обязательство оставаться в рамках предложенного проекта. Ваше обещание и обязательство морального плана, однако, если вы получите финансирование, это обещание и обязательство становятся юридической нормой и это должно быть четко отражено в вашей заявке.
Некоторые частные и государственные фонды располагают подробными анкетами, которые необходимо заполнить. В этом случае вы просто заполняете их заявку и вам нет необходимости писать вашу собственную. Однако большинство фондов требует письменную заявку, написанную вами, и данное пособие поможет вам это сделать. Помните о том, что в разных фондах - различные требования к написанию заявок, различные приоритеты, сроки подачи заявок и цели. В каждом случае необходимо знать как можно больше о том, что хотят в каждом определенном фонде и постараться дать именно ту информацию, которая требуется.
II. Перед тем, как подавать заявку
Около 90% всех заявок на финансирование отклоняется гранто- дателями. Почему? Подающий заявку не выяснил, как правильно обращаться в фонды и часто даже не выяснил, подходит ли фонд для финансирования данного проекта. Поиск фондов требует времени и труда. Поиск фондов заключается не в том, чтобы найти один фонд и обращаться в него, и только в него каждый раз, когда вам необходимо финансирование (конечно, возможно грантодатель сам хочет, чтобы вы обращались только к нему). Поиск поддержки и финансирования включает следующее: А) Ясно опишите, на что направлен ваш проект. Какая проблема будет решена? Какая группа или группы населения выиграют в результате вашей деятельности? Каким образом? Старайтесь конкретно все это описать.
Б) Изучите фонды. Найдите по крайней мере пятьдесять потенциальных грантодателей, интересы которых совпадают с интересами вашей организации или проекта.
В) Тщательно обдумайте свой проект, взвесьте все. Например, если вы будете сотрудничать с другой организацией в вашей стране или за рубежом, даст ли это вам возможность обратиться к большему числу потенциальных грантодателей.
Г) Если вы уже дважды получили финансирование в одном и том же фонде в одной и той же области, не обращайтесь в этот фонд снова (бывает, однако, грантодатель согласен выделять вам гранты несколько лет подряд). Некоторые фонды не выделяют гранты одной и той же организации дважды. Если это верно в вашем случае - начинайте искать нового грантодателя, с новыми идеями, большим объемом финансирования, более долгосрочными грантами и т.д.
Д) Точно определитесь с областью финансирования. Если вам нужно финансирование для такой обширной области, как "образование", вы сможете найти 100 грантодателей. Но если ваш образовательный проект называется "семинар", то в этом случае вы должны искать фонды, финансирующие именно образовательные семинары.
Е) Обращайтесь в фонды, работающие на вашу страну или регион. Не полагайтесь на предположение. Не предполагайте, что страны Балтии входят в понятие "государства бывшего СССР", а "Центральная и Восточная Европа" включает Македонию. Всегда несколько раз проверьте географический район деятельности фонда.
Ж) Не просите финансирования больше, чем грантодатель обычно выделяет. Если фонд никогда не выделял более $ 10000, вы не должны подавать заявку на $75000 в этот фонд. В этом случае вам наверняка откажут, даже если ваш проект очень интересен и необходим.
З) Обязательно исследуйте проблему, которую вы предлагаете решить. Необходимость решать именно данную проблему и именно в данной области необходимо тщательно исследовать. Необходимо также точно определиться с тем, к какому фонду обращаться с этой проблемой. Если проблема не исследована, у вас не будет материала, на основании которого вы бы составили заявку на финансирование, соответственно вам нечего будет подавать в фонд.
Помните, что вы нужны фондам и грантодателям, к которым вы обращаетесь, в такой же степени, в какой они нужны вам. Фонды ищут небольшие, недавно образовавшиеся организации, полные новых идей, энергии, имеющие новые проекты. Фонды хотят, чтобы ваше предложение было сделано не наспех, а обстоятельно. Работники фондов хотят быть уверенными, что вы овладели искусством "Грантмантшип" (см. Глоссарий терминов). Интерес в мире к странам Центральной и Восточной Европы, Балтии и государствам бывшего СССР огромен. Вы можете найти финансирование, если представите хорошо подготовленную заявку подходящему потенциальному грантодателю.
Однако не думайте, что все так просто - конкуренция в области получения финансирования и грантов очень острая. Больше всего конкурируют за получение грантов от фондов и грантодателей США (в ближайшие три года эта тенденция будет снижаться в связи с тем, что все больше проектов будет финансироваться в самих США), а также от фондов и грантодателей Великобритании. Однако хотите верьте, хотите - нет, грантодатели очень хотят, чтобы ваше предложение было стоящим, и вашу заявку можно было профинансировать. И они на вашей стороне в ваших поисках источников финансирования.
III. Что ищут грантодатели?
Грантодатели хотят профинансировать такой проект, который бы принес им известность и представил как вашу организацию, так и фонд в наиболее выгодном свете. Фонды не хотят финансировать организации с плохим управлением, проекты, которые не соответствуют целям и задачам фонда, а также проекты, которые сопряжены с большим финансовым, политическим или социальным риском. Грантодатели ищут проекты с ясно и четко определенными потребностями и проблемами, с хорошо проработанной и исследованной темой. Большинство грантодателей, рецензируя или просматривая заявки, делит их на три группы или стопки: заявки, которые следует профинансировать, заявки, которые не следует финансировать, и остальные. Эти стопки можно условно назвать- стопка "да", стопка "нет" и стопка "может быть".
График, помещенный ниже (его обычно называют "пирогом", так как он похож на разрезанный на ломтики пирог) дает вам представление о том, как распределились 100 заявок, после того, как их быстро просмотрели. Во время первого, быстрого просмотра, после того, как профессиональный рецензент просмотрел первую (и только первую), заглавную страницу каждой заявки, чтобы определить запрашиваемый объем финансирования, цель проекта, точную тему проекта, а также даты начала и окончания проекта, мы можем, глядя на график, проследить судьбу этих ста заявок.
Обычно рецензент тратит около тридцати секунд на каждую заявку во время первого просмотра (для того, чтобы быстро отделить те примерно 65% заявок, которые наверняка попадают в группу "нет"). Эта таблица должна продемонстрировать вам, как важно то, чтобы заявка имела ясно, четко и убедительно написанную заглавную страницу.
может быть 25%
да 10%
нет 65%
Вы хотите быть именно в группе "да". В этой группе будут те организации, учреждения, которые знакомы грантодателю, заявки, которые предлагают проекты в правильной области, идеи которых совпадают с задачами фонда, запрашиваемый объем финансирования не превышает сумм, выделяемых обычно фондом (естественно, что заявки должны быть хорошо написаны), а также заявки на проекты, которые получили уже частичное финансирование и запрашивают "недостающие" суммы (такое финансирование запрашивается тогда, когда вы хотите получить деньги в дополнение к тем, которые вы уже получили или надеетесь получить в другом фонде - оба гранта в этом случае составят сумму, необходимую для работы над проектом). Заявки в группе "да", как правило, содержат материалы исследований, демонстрирующих необходимость проведения проекта, проблему и предполагаемый результат (таким образом показывая, что была проведена подготовительная работа и исследования по предлагаемой теме проекта).
Если ваша заявка в стопке "может быть", то это тоже неплохо для начала. Предложения от недавно появившихся или незнакомых грантодателю организаций часто оказываются в этой стопке. Помните, что невозможно получить положительный ответ на все заявки, с которыми вы обращались. Может быть вас заметят в текущем году, однако в группу "да" вы попадете лишь в следующем. Очень часто заявка попадает из стопки "может быть" в стопку "да", если она хорошо написана, тема ее отвечает задачам фонда, убедительно демонстрирует способность подающего заявку эффективно решить проблему, а объем запрашиваемого финансирования соответствует величине грантов, выделяемых фондом. Нужно помнить о том, что первоначально все предложения не прочитываются подробно, а лишь просматриваются. Поэтому титульный лист вашей заявки должен содержать заголовки, выделенные жирным шрифтом, вы должны подчеркнуть все, что является важным, т.е. вы должны привлечь внимание рецензента вашей заявки к тому, что он должен заметить в первую очередь. Например, если рецензент вынужден пятнадцать минут искать место в заявке, где говорится об объеме запрашиваемого финансирования, то вполне возможно, что эта информация так и не будет обнаружена. Помните, что время у тех, кто рецензирует ваши предложения, ограничено; они должны находить важную информацию в вашей заявке быстро и легко.
В стопку "нет" обычно попадают заявки от организаций, которые уже получали финансирование в прошлом и которым теперь следует обратиться в другие фонды с просьбой о финансировании; в стопке "нет" находятся неопределенные или неполные заявки, авторы которых не следовали требованиям грантодателя; здесь же заявки на финансирование проектов в областях, которые данный фонд не финансирует; заявки от организаций, которые просто просят о финансовой помощи, но не определяют реальную проблему, которая будет решаться в рамках их проекта; заявки, в которых определена проблема, однако отсутствует подтверждение того, что эта проблема требует решения (другими словами, только организация, подавшая заявку, озабочена данной проблемой/либо данная проблема не была исследована авторами заявки); а также заявки, в которых объем запрашиваемого финансирования превышает обычно выделяемый по грантам.
Общие принципы и технология работы над заявкой, описанные в данной книге, могут быть использованы всеми, кто занят поисками финансирования своих проектов. Однако, раз основной темой Руководства является финансирование проектов в такой сфере, как местные органы власти, государственное и университетское управление, мы должны знать, каковы требования фондов, финансирующих эти области.
Деятельность большинства организаций направлена на обеспечение перемен в ценностях и/или отношениях, наряду с профессиональной переподготовкой специалистов, работающих в этих областях. "Сфера реформ" - термин, наиболее часто используемый применительно к проектам в Центральной и Восточной Европе и странах бывшего СССР. Грантодатели и фонды (в особенности западные) ищут такие проекты, целью которых является изменение отношений в сфере управления и изменение образа мышления, а также реформа государственных и образовательных учреждений.
Обычно грантодатель хочет получить ответ на вопрос: "Почему вы? Чем ваша организация и проект, который вы предлагаете, отличается от других? Что в нем особенного? Почему я должен дать свои деньги именно вам?" Вы должны продемонстрировать, что в вашей организации работают высокопрофессиональные специалисты, что вы обеспечите услуги, в которых существует острая необходимость, и что у вас есть сотрудники, которые смогут выполнить проект качественно.
Вы можете показать свои преимущества, сравнив свою организацию с подобными организациями в вашем географическом регионе, вы можете продемонстрировать, как вы разрабатывали долговременную политику финансирования и развития вашей организации, и то, как ваша организация и проект соответствуют географическим, академическим и финансовым планам фонда.
Процесс поиска средств - дело сложное и долгое. И не стоит об этом забывать. Его необходимо планировать заранее. Не стоит ожидать, что вы сможете начать работу спустя неделю после подачи заявки. Результаты редко появляются быстро. Поиск средств необходимо начинать задолго до того, как эти средства понадобятся и будут использованы, чтобы обеспечить их наличие тогда, когда они более всего нужны.
Создание заявки и поиск средств - это тяжелая работа, и должна планироваться заранее, чтобы ваш проект не остался без средств, в то время как вы будете с надеждой ожидать ответа на вашу заявку.
Поэтому еще раз напоминаем - обдумывайте и планируйте все заранее. Быстрых результатов или ответов не бывает.
Если все это потребует от вас и членов совета вашей организации разработать план финансирования организации на пять лет с тем, чтобы обеспечить постоянное наличие средств и постоянную работу по поиску средств - отлично, это как раз то, что нужно. Лучшие организации не ждут, что деньги вдруг появятся. Такие организации все планируют заранее и поэтому практически всегда получают средства. Почему? Потому, что это результат планирования и стратегического мышления. Не сидите и не ждите, будьте активны в поисках финансирования.
IV. Что еще важно знать?
Кроме самой заявки, есть еще кое-что весьма важное: 1. Иметь признание и репутацию у грантодателя или в фонде (личная репутация автора заявки, либо репутация учреждения);
2. Отправить грантодателю письма с рекомендациями и поддержкой вашего проекта, либо это может быть чья-то личная рекомендация;
3. Предложить проект, который направлен на решение реальной проблемы, которая заинтересует грантодателя.
Некоторые из недавно появившихся учреждений в странах Восточной и Центральной Европы и бывшего СССР пока еще не имеют такой репутации, чтобы быть признанными. Поэтому все в вашей заявке - сам проект, идеи, факты, подготовка, язык и документация, должно привлекать внимание грантодателя. Вы должны приложить усилий больше, чем тот, кто уже не первый раз подает заявку и имеет репутацию, поэтому постоянно помните о том, что вы не только подаете заявку на финансирование, но и создаете себе репутацию профессионала.
Еще один важный момент - подаете ли вы заявку в ответ на предложение фонда или ваша заявка подается по вашей собственной инициативе. Официальная заявка готовится в ответ на официальное предложение фонда участвовать в конкурсе проектов. Такие предложения рассылаются некоторыми национальными и международными организациями. Заявка по вашей инициативе не является ответом на предложение или запрос фонда или грантодателя. Такие заявки, как правило, менее формальны, в то время как заявки в ответ на официальное предложение составляются в соответствии со строгими правилами, касающимися формы и содержания; правила устанавливает организация, объявляющая конкурс проектов. Подача самостоятельной заявки сложнее. Формы подачи заявок разные в разных фондах, и возможно, что вы не знаете по какой форме подавать заявку в данный фонд. В этой книге мы рассмотрим различные формы подачи заявок. Кроме того, самостоятельные заяв- ки сложнее создавать, так как официально их никто не запрашивал. К сожалению, у таких заявок имеются недостатки в стиле и общем тоне документа. Заявка может иметь слегка раздраженный тон, если вы считаете, что фонд просто обязан профинансировать ваш проект. Грантодатели не обязаны поддерживать кого бы там ни было, и предложения имеющие тон "вы должны дать нам деньги", как правило, остаются непонятыми и попадают в стопку "нет".
И последнее (и, возможно, самое важное). Узнайте все о порядке и положениях, регулирующих перевод денег в вашу страну из фонда, находящегося за рубежом. Как можно перевести деньги с наименьшими расходами? Должен ли грантодатель представить документы или доказать, что организация, выделяющая средства, освобождена от налогов или имеет статус благотворительной? В некоторых странах (например в Белоруссии и в России) правительство может объявить грант подлежащим налогообложению, если деньги переводятся не в соответствии с определенными положениями. Постарайтесь выяснить все это до того, как обращаться в фонд с просьбой о финансировании, вы сможете дать совет грантодателю по поводу перевода денег в вашу страну и помочь фонду в переводе вам средств. Вы должны знать это заранее для того, чтобы вдруг не обнаружить, что на ваш счет попало лишь 50% средств, перечисленных фондом. И, конечно, вы не хотите оказаться в ситуации, когда необходимо сообщать грантодателю, что половина всех выделенных средств пошла на налоги, и вам необходимы еще средства. Будьте к этому готовы. Выясните все, что касается налогообложения грантов и перевода денег в вашу страну из-за рубежа.
|
|