|
Цыбиков Гомбожаб
Археологические исследования в Забайкалье в 1920-х го дах стыкуются с псорчко-этнографическими. Особенно по казательна научная деятельность востоковеда Гомбожяба Уэбиковича Цыбикова. Еще будучи учащимся Читинской мужской гимназии, он задумывался над проблемами проис хождения бурятского народа. Сохранились его юношеские со чинения на эту тему (ГАЧО, ф.-1683, оп. 1, д. 40, л. 9). В 1899—1902 гг. молодой Цыбиков совершил знаменитое пу тешествие в Тибет, став первым ученым России, сумевшим проникнуть в таинственную Лхасу. Бурятский ученый доставил на родину 333 тома сочинений по религии, философии, медицине, грамматике. В 1919 г. он опубликовал результаты своего путешествия в виде книги «Буддист паломник у святынь Тивета» (см. Р. Е. Пубаев, 1981).
В 1920-х годах Цыбикав обращается к проблемам характера и генезиса религиозных верований и праздников бурят, возводя их корни к родовому строю. Его идеи нашли отражение в статьях «Культ огня у восточных бурят-монголов», «Ца- галган», «Шаманизм у бурят-монголов» (Г. Ц. Цыбиков, 1981).
Два потока научной мысли — от древности к современно сти, идущий от археологии, и противоположной по направ ленности, связанный с этнографией дополняют друг друга, актуализируя результаты исследований и раскрывая новые горизонты .поиска. |
|